Новичку перед началом разработки мобильных приложений

В статье приведены ответы на вопросы, часто задаваемые перед началом разработки мобильных приложений. Какую платформу использовать первой? Какие системы аналитики встраивать? И многие другие.

Какое приложение запустить первым – Android или iOS?

То, которое ближе к вашей аудитории.

Может учитываться количество устройств в регионе запуска (например, в Дании 70% – iOS, в Казахстане 65% – Android), сложность разработки и даже достаток целевой аудитории.

Например, одна клининговая компания разработала для клиентов iOS приложение, а для сотрудников – Android приложение.

Логика простая: клиенты, которые могут заказать уборку квартиры, не покупают Android телефоны, а у сотрудников клининговых компаний нет айфонов.

За последний год чаще первым выбирали создание приложений на Android по нескольким причинам:

  • Проверка и публикация приложения занимает порядка 2-х часов. Публикация iOS приложений до недавнего времени занимала неделю-две, если без исправлений недостатков (сейчас порядка 2-х дней). Поэтому для Android проверка продуктовых гипотез происходит быстрее. 
  • В панели Google Play (кабинет разработчика) появились инструменты для разработчиков, которые очень упрощают жизнь. Например, инструменты для бета- и альфа-тестирования.

Недостатки Android:

  • Разработка под Аndroid – это большой парк устройств и версий операционной системы, которые сложно поддерживать (порядка 8-12 тыс. моделей устройств). Проверить на всех физически нет возможности. Разработка под iOS в этом плане проще.
  • Если приложение планирует монетизироваться через внутренние покупки, то учтите, что у Android пользователей платежеспособность ниже, чем у iOS.

Какие системы аналитики встраивать?

Мы рекомендуем начать с бесплатных. Это Google Analytics, Firebase (от Google). 

Наиболее распространенные платные системы аналитики amplitude.com, mixpanel.com, localytics.com (у всех есть бесплатный пробный период).

Обратите внимание на 2 момента: события и трекинг ссылок. 

  • Аналитика мобильных приложений – это событийная аналитика.
    Вы говорите системе аналитики, за какими именно действиями пользователей следить. Делается это на этапе разработки, перед релизом. Вы можете повесить события на все действия пользователей, но тогда работать с таким массивом данных сложно. Плюс платные системы аналитики выставляют счет в зависимости от количества присланных событий.
  • Трекинг ссылок (на сленге «трекать ссылки») – это значит понимать, откуда пользователь установил приложение. Например, вы заказали рекламу в GoogleAdWords, Facebook и обзор статьи. Чтобы знать, сколько какая из площадок принесла установок, вы делаете для каждой из ссылок свои метки. Эти метки и обрабатывает система аналитики.

Как протестировать приложение на реальных пользователях перед релизом?

  1. Существует методология опроса пользователей. Это адаптированный аналог фокус-групп. Вы даете приложение сотрудникам в офисе или проводите скайп-опросы с незнакомыми людьми. Более подробно описано в статье Как не создать продукт для людей, которых не существует.
  2. Есть такое понятие, как "softlaunch", мягкий запуск. Когда приложение опубликовано, покупается небольшой трафик, чтобы проверить его основные сценарии. Как правило, достаточно порядка 1000 пользователей. Приложение делают доступным только для одной страны, чтобы пользователи из других стран не смогли его скачать.
    В этом случае можно избежать репутационных рисков из-за ошибок в приложении. Это время проверить основные показатели приложения и исправить ошибки. 
  3. Альфа- и бета-тестирование. В консоли Google Play появился инструмент для бета- и альфа-тестирования. Вы можете отдать для тестирования новое приложение или новую версию приложения. Доступно закрытое (т.е. только тем, кому захотите) и открытое (любой желающий) тестирование. Участники этого тестирования могут оставлять отзывы и комментарии, которые не влияют на основную версию приложения и не видны другим пользователям. 

Приятный бонус: при отправке приложения для бета- или альфа-тестирования Google Play проводит также его автоматическое тестирование на «живых» устройствах. Отчет появляется в консоли Google Play.  

Для iOS инструменты хуже, вы можете воспользоваться TestFlight. Чтобы дать доступ к приложению, вы должны знать почту пользователя. 

Что лучше: нативность или кроссплатформа?

Мы не адепты кроссплатформенной разработки. Делаем все приложения нативно. Хотя не исключаем, что в некоторых проектах кроссплатформенная разработка имеет место быть. 

Ознакомиться с этапами разработки приложений Вы можете здесь:

Как узнать, есть ли в приложении проблемные места?

Необходимо встроить один из сервисов мониторинга ошибок. Мы используем  fabric.io (бывший Crashlytics).

Ошибки из приложений в том или ином виде присылают почти все системы аналитики. Ошибки можно найти в консоли Google Play.

консоль Google Play

Или Google Analytics:

консоль Google Analytics

На какие параметры ориентироваться?

Для каждого проекта индивидуально. В основном показатели отвечают на вопрос,  сколько мы зарабатываем, сколько тратим на привлечение пользователей и как пользователи используют приложение: 

  • Revenue – доход от приложения за день/месяц/год; 
  • CAC  (CustomerAcquisitionCost) – сколько потрачено на привлечение пользователя;
  • LTV (LifeTimeValue) – доход с пользователя за все время использования мобильного приложения; 
  • RetentionDay 1 – количество пользователей, которые используют приложение на второй день после установки;
  • RetenitonDay 7 – количество пользователей, которые используют приложение на седьмой день после установки;
  • RetenitonDay 30 – количество пользователей, которые используют приложение на тридцатый день после установки;
  • DAU – количество активных пользователей в день;
  • MAU – количество активных пользователей в месяц.

И т.д. 

Хорошими показателями Retention считаются Retention Day 1 – 50%, Reteniton Day 7 – 20%. Но эти показатели очень зависят от тематики приложения. Приложение с автомобильными пробками, почта или приложения для покупки бытовой техники – они удовлетворяют разные потребности с разной частотой использования. 

LTV (доход со среднего пользователя) должен быть больше CAC (стоимости привлечения пользователя).

Рекомендуем материалы: 

  1. Илья Красинский. «Экономика стартапа и метрики: как помочь проекту найти цель»;
  2. «Когортный анализ. Метрики продукта vs метрики роста»

Где посмотреть конверсию из просмотров в скачивания? 

Эту информацию можно посмотреть в кабинете Google Play или Apple iTunes Connect.

аналитика скачиваний в Google Play

Google Play:

  • 167 196 — столько пользователей посмотрели страницу с приложением. 
  • 44 068 — столько пользователей скачали приложение. 
  • 26,4% — конверсия страницы. 

В Google Play есть возможность смотреть статистику просмотров страницы по странам и источникам установок.

В Apple iTunes Connect есть данные по просмотрам страницы и установкам приложения. 

аналитика Apple iTunes Connect

Возможность отвечать на комментарии к приложению

В Google Play такая возможность есть, в Apple iTunes Connect – нет. 

ответы на комментарии в Google Play и iTunes Connect

Что нужно встроить в приложение, чтобы не упустить чего-то важного?

Обратная связь прямо из приложения

В приложение рекомендуем встроить обратную связь. Многие пользователи жалуются или шлют предложения. 

Если формы нет, эти жалобы будут в отзывах в маркете. 

Возможность поставить оценку приложению

Есть такой распространенный прием. Пользователю показывается форма со звездочками (от 1 до 5) с предложением оценить приложение. Если пользователь выбирает от 1 до 3 звездочек, ему показывается форма обратной связи. В ней  он может написать жалобу или предложение. Если пользователь хочет поставить 4 или 5, он перебрасывается на страницу приложения в маркет, где может оставить эту оценку.

Так собираются в маркете положительные оценки, а жалобы идут на почту разработчику. 

А/В-тесты

Для мобильных приложений А/В-тесты получаются дорогими, потому что вам приходится делать 2-3 разные реализации, релизить их (для iOS это время).  Потом анализировать результаты, правильно их интерпретировать и оставлять нужный вариант. Из-за сложности процесса клиенты редко соглашаются на А/В-тестирование в мобильной разработке. 

Для А/В-тестов есть специальные сервисы вроде Splitmetriсs. 

А/В-тесты графики

В Google Play консоли есть инструмент А/В-тестирования описания и графики приложения. 

Если хотите узнать, какая иконка или какой скриншот приложения лучше работает, вы можете создать несколько вариантов для тестирования.

А/В-тестирование в Google Play

Как часто я могу обновлять описание и скриншоты в маркетах? 

Для Android вы можете менять все (название, описание, иконку, скриншоты) без публикации новой версии приложения. Изменения появятся в течение 2-х часов. 

Для iOS без публикации новой версии приложения вы можете менять только текст описания приложения и поле «Что нового?». Все остальное только с новой версией. 

Push-сообщения

Если вы хотите высылать своим пользователям push-сообщения, эту возможность надо заложить на этапе разработки. 

Соответствие правилам для разработчиков

  • Приложение, описание и графические материалы должны соответствовать правилами публикации в маркете.
    Одно наше приложение было заблокировано, потому что в нем пользователи могли перейти на сайты с футбольными новостями, где крутилась реклама тотализаторов. А это запрещено правилами. Поэтому, перед тем как начнется разработка приложений, стоит учесть эти моменты.
  • В Google Play есть пункт, который запрещает нарушать права других сервисов Google.
    Если вы нарушили правила связанных с Google Play сервисов (YouTube, AdMob или GoogleMaps например), то они могут заблокировать ваше приложение. Поэтому приходится внимательно читать правила других сервисов. И если, например, на одной странице с YouTube видео запрещено показывать свою рекламу, то это надо соблюдать.

Правила Google Play: https://play.google.com/intl/ru/about/developer-content-policy/

Что следует учесть при публикации приложения?

Обратите внимание на графику для публикации в магазинах. Это скриншоты, иконка и рекламные изображения. Весь процесс описывать не будем, но следует учесть несколько моментов.

1. На изображениях запрещено использовать лица знаменитостей. Нас не пропускали в Google Play из-за изображения актрисы Эммы Уотсон.

2. Не разрешается использовать изображения торговых марок и известных сервисов. Например, помещать на скриншоты логотипы YouTube или Facebook.

3. Берите фотографии и изображения, разрешенные авторами к использованию. Для этого используйте:

  • картинки с лицензией Creative Commons;
  • фотостоки (shutterstock.com, depositphotos.com и т.д.).

В сервисе Google картинки выбирайте «С лицензией на использование и изменение».

В flickr.com выбирайте «Commercial use and mods allowed».

Для перестраховки в описании приложения указывайте авторов изображения или фотографии.

Google Play в этом плане щепетилен. Одно наше приложение пропустили для публикации только тогда, когда мы указали копирайты изображений и написали жалобу в поддержку.  

4. В описаниях избегайте упоминания торговых марок или знаменитостей. Вас могут заблокировать автоматические фильтры магазинов или по жалобе правообладателя.

Одно наше приложение не пропускали из-за описания, без объяснений, что именно следует убрать. Опытным путем мы вычислили, что это было словосочетание «Дом 2».

Сколько стоит продвижение мобильных приложений? Как можно продвигать приложение?

Если коротко, то продвижение можно разделить на 2 части:

1. Поисковая оптимизация в маркетах

Это работа с названием, ключевыми словами и описанием (для Google Play). Стоимость работ зависит от цены специалиста, который это будет делать.

В Google Play многое похоже на продвижение сайтов. Например, вывод ключевых слов в топ поисковой выдачи. В случае грамотной оптимизации вы получаете бесплатный поисковой трафик.

2. Привлечение трафика из внешних источников

Это реклама на сайтах с обзорами (цена примерно от 60$ до 600$ за обзор), реклама в Google AdWords, Facebook, Вконтакте и других сервисах.

Сколько стоит сотня/тысяча/миллион загрузок моего приложения?

По нашему опыту, если покупать трафик с таких сервисов, как Вконтакте, Фейсбук, Google AdWords, то стоимость установки от $0,1 до $0,5 (работа с новостными, развлекательными и дейтинг тематиками).

Но это ОЧЕНЬ приблизительно. Все зависит от тематики приложения и аудитории.

Недостаточно создать мобильное приложение, надо найти такие каналы, с которых стоимость установки будет ниже дохода на среднего пользователя.

Как узнать, сколько мои конкуренты тратят на продвижение мобильного приложения?

Есть сервисы для анализа рекламных кампаний конкурентов, вроде serpstat.com.

Для анализа конкурентов используйте:

prioridata.com - показывает количество установок конкурентов, данные приблизительные;

appannie.com - ключевые слова конкурентов, их позиции в категориях, установки;

sensortower.com - для работы с ключевыми словами.

Если на какие-то вопросы вы не получили ответы, задайте их на почту mail@woxapp.com

Спасибо!
Ваше сообщение отправлено.
Мы детально изучим Ваш запрос, подготовим дополнительные вопросы, примеры реализации аналогичных проектов и свяжемся с Вами.
Время обработки запроса зависит от полноты описания проекта и составит не более 2-х рабочих дней.
Ознакомьтесь подробнее с этапами разработки приложений.

Не хотите ждать или возникли дополнительные вопросы?

Мы всегда рады помочь. Звоните:

Москва: +7 (499) 348 28 56
Киев: +38 (044) 393 07 08
Днепропетровск: +38 (067) 787 07 08